Exitonservice.ru

Экситон Сервис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтажные провода для лампового усилителя

Ламповый усилитель мощности: АС2, ЕL12, AZ12

Ламповый усилитель мощности был построен по просьбе любителя музыки из Москвы, увлекающегося нестандартными техническими решениями и винтажной техникой.

Усилитель должен был работать в составе звуковой системы, в идеологии так называемой асимметрии. Владелец системы много чего попробовал, у него побывало немало винтажных, фирменных и авторских ламповых усилителей. В процессе длительной переписки и обсуждения музыкальный пристрастий заказчика, было принято решение – строить ламповый усилитель мощности по однотактной пентодной схеме. Были выбраны лампы: Выходная EL-12 Telefunken раннего выпуска с серебряной юбкой. Входная — AC2. Для питания был применен винтажный кенотрон AZ12. Набор ламп — классика ламповых усилителей 30-х и 40-х годов для кино.

Для построения лампового усилителя мощности была применена «эзотерическая» схемотехника: Однополупериодная схема выпрямления анодного напряжения и «подземное», фиксированное смещение выходной лампы. Применение в смещении балластного резистора, установленного между холодным выводом высоковольтной вторичной обмотки силового трансформатора и землей — древний прием, встречающийся в ламповой технике, выпущенной до второй мировой войны.

Шасси и монтаж

Ламповый усилитель мощности собран на шасси старого двухтактного аппарата Siemens, который использовался как трансляционный усилитель в Третьем Рейхе. С точки зрения аутентичности — компромиссы при создании этого аппарата были минимальными. Почти все детали, кроме входных клемм и электролитических конденсаторов, были произведены в Германии 30-х годов.

Монтаж лампового усилителя мощности выполнен навесным способом, а в качестве опорных стоек применены выводы самих элементов. Шасси довоенного трансляционного лампового усилителя оказалось для такой конструкции весьма подходящим. Часть земляной шины, проходящей вдоль всего шасси, и некоторые оригинальные пайки я оставил в неприкосновенности. Уверен, что в старых пайках и проводах находится частичка той самой музыкальности, которую в погоне за сверхвысоким разрешением растерял современный Hi-End. Земляную луженую шину с оригинальными пайками здесь, как и в других ламповых усилителях, собранных на оригинальных довоенных шасси, я старался не трогать, т.к. она задает характер звука всего аппарата.

В Г-образном регуляторе громкости установлен переменный резистор фирмы Розенталь (немецкий проволочный). Входное сопротивление лампового усилителя мощности получилось довольно низким, что о для звука, в данном случае — оказалось лучше. Выходные клеммы – винтовые зажимы 20-х годов прошлого века родом из Англии. Выводы вторичной обмотки трансформатора подпаяны к выходным клеммам без промежуточных проводов.

У резисторов, установленных в самых ответственных местах, удалены ножки. Вместо ножек подпаяны (к проволочным – прикручены) провода, сделанные из моно-жилы Klangfilm. Резисторы, установленные в катоды ламп входного каскада – самодельные из провода высокого сопротивления «константан» начала двадцатого века. Ламповый усилитель мощности потребовал серьезно отнестись к каждому элементу, поэтому катодные резисторы намотаны бифилярно на самодельных деревянных каркасах.

Трансформаторы

Данный ламповый усилитель мощности имеет два самодельных выходных трансформатора на немецком железе 30-х годов. Железо добывалось из разных аппаратов, имеет один типоразмер и собрано в пакет «бутерброд». Обмоточный провод тех же годов получен из катушек подмагничивания старых динамиков.

Читать еще:  Регулируемый выключатель настольной лампы

Выходные трансформаторы собраны на железе с сечением 12 кв.см. При полной мощности на нагрузке 8 Ом они имеют полосу пропускания: 17 Гц – 35 кГц по уровню 0,7.

Силовой трансформатор – оригинальный Siemens 1939 года. Не гудит, хотя сильно греется, а звучит — просто прекрасно. Для сглаживания пульсаций анодного напряжения поставил оригинальный дроссель из лампового кино усилителя.

Межкаскадные конденсаторы

Все конденсаторы между каскадами лампового усилителя мощности, старинные бумаго-восковые Siemens 1935 года выпуска в стеклянных корпусах (чем-то похожи на стеклянные трубки с наполнителем). Конденсаторы оснащены новыми проволочными выводами из старинного провода. Проходные емкости были проварены в парафино-восковой смеси и залиты, как было в традициях 30-х годов – гудроном. Такие емкости попадаются мне не часто, они отличаются натуральной передачей тембров, свободной динамикой и очень выразительной, особенно на вокале – серединой.

В сравнении с такими «самопальными» конденсаторами — современные «Jensen capacitors» и прочие, супер дорогие аудиофильские емкости — катастрофически проигрывает по передаче «жизни», несмотря на их детальность и высокое разрешение.

Входной каскад и режимы работы ламп

Входная лампа AC-2 Valvo является одной из самых музыкальных, если ее сравнивать с другими триодами косвенного накала со средним/высоким коэффициентом усиления (МЮ — 30). По звуку она на голову выше, чем распространенная 6Н8С и все ее клоны. АС2 раньше устанавливалась во входные и драйверные каскады легендарных ламповых усилителей мощности Klangfilm.

Лампа AC-2 Valvo относительно редкая, сейчас ее можно купить на E-Bay. У коллекционеров попадаются хорошие и почти не работавшие экземпляры, т.к. до ВОВ эту лампу ставили в очень многие ламповые радиоприемники. Входной каскад лампового усилителя мощности построен по обычной схеме с резистивной нагрузкой.

Выходные каскады на лампах EL12 работают в пентодном режиме. Их экранные сетки получают питание напрямую от выпрямителя анодного напряжения без лишних компонентов.

На первичной обмотке выходного трансформатора включена «выравнивающая» RC цепь, обязательная в ламповом усилителе, построенном на пентодах. RC цепочка была составлена из благозвучных винтажных компонентов 30-х годов (красные резисторы и стеклянные конденсаторы Siemens). Она выравнивает отдачу громкоговорителя, так как у пентодного усилителя с ростом импеданса громкоговорителя растет уровень выходного сигнала, что приводит к подъему ВЧ и нарушению тонального баланса.

Смещение выходного каскада лампового усилителя мощности организовано с помощью «подземного» резистора, включенного между высоковольтным выводом вторичной обмотки силового трансформатора и землей. Это мой любимый способ организации смещения. Его раньше повсеместно применяли в кинотеатральных ламповых усилителях Telefunken.

Такой «подземный» способ обладает свойствами автоматического смещения, но при этом звучит как фиксированное — ясно и четко.

Выпрямитель анодного напряжения «эзотерический» однополупериодный, на кенотроне AZ12. Силовой трансформатор лампового усилителя мощности нагружен на полную мощность и прилично нагревается в процессе работы. Конструктивно он открыт, так как любой колпак ухудшает тепловой режим.

Читать еще:  Регулировка тока для лампочки

Звук

Аппарат имеет высочайшую разрешающую способность и яркий, терпкий звук с взрывной динамикой. Басовый регистр лампового усилителя мощности оказался на удивление собранным и мощным, и не проигрывает даже очень хорошему триодному усилителю (Я его сравнивал с однотактным аппаратом на AD1).

P.S. Собрать аппарат идентичный описанному довольно сложно. В первую очередь из-за того, что в этом ламповом усилителе мощности применено оригинальное немецкое шасси и силовой трансформатор, которые редко попадаются на аукционе E-Bay.

ШАГ 4. РАЗВОДКА НАКАЛОВ ДРАЙВЕРОВ ЛАМП 6Н9С / PREMIUM

4.1. Соедините ножки 7 и 8 соответственно обеих панелей ламп 6Н9С

4.2. Провода следует скрутить (свить) в обязательном порядке

4.3. Промойте места пайки спиртом

4.4. Установите клейкую площадку между лампами и прикрепите к ней накальные провода пластиковой стяжкой.

Корпуса

Как оказалось, изготовить приятный внешне и подходящий по всем параметрам корпус для лампового усилителя задача нетривиальная. Стенки корпуса должны быть толстыми, чтобы не прогибаться под многокилограммовыми трансформаторами, коих аж 5 штук. Отверстия под лампы, разъемы и переключатели должны быть рассчитаны и вырезаны с точностью до миллиметра. А еще нужны внутренние экраны, щели вентиляции и т.д. В результате пришлось создавать 3D-модель, чтобы все детали можно было согласовать окончательно.

3D- модель усилителя

После изготовления корпуса из стали, а передней панели из алюминия, все отверстия были вырезаны с помощью лазерной резки. Дальше корпус был отдан на покраску. С фонокорректором все оказалось несколько проще. Единственное что, пришлось подгонять его внешней вид и высоту под корпус усилителя, чтобы они смотрелись в едином стиле. Для пущей красоты, ручки, ножки и прочая мелочь были заказаны готовые, на алиэкспресс.

Оставалась еще одна, немаловажная, вещь — нанесение надписей на передние панели. Т.к. я изначально хотел корпуса именно в черном цвете, вариант с нанесением надписей лазерной гравировкой отпадал. Пришлось искать конторы, которые могли бы с этим справиться. Первым логичным вариантом была шелкография. Но из-за пары панелей никто браться не хотел, а при минимальном заказе в 20 штук, цена уже выходила не совсем адекватная. Следующим вариантом были фирмы по изготовлению всяческой рекламы с их продвинутыми принтерами. В большинстве мест, куда я обращался, мне отказали, либо сославшись на то, что поверхность панелей шершавая и краска поплывет, либо на то, что для печати панель должна быть плоской, а не с торчащими сзади шпильками. Но к счастью, была найдена организация, которая согласилась взять заказ и выполнила его на должном уровне.

Передние панели после нанесения надписей

Трансформаторы

Еще один важный момент – использование различных трансформаторов. Как правило, применяются силовой и выходные, которые необходимо подключать перпендикулярно. Таким образом вы сможете уменьшить уровень низкочастотного фона. Трансформаторы следует располагать в заземленных кожухах. Необходимо помнить, что сердечники каждого из трансформаторов также следует заземлить. Не нужно применять экранированный провод, когда будете устанавливать приборы, чтобы не появились дополнительные проблемы. Конечно, это не все особенности, связанные с монтажом. Их довольно много, и все рассмотреть не получится. При установке Hi-End (лампового усилителя) нельзя использовать новые элементные базы. Их сейчас применяют для подключения транзисторов и интегральных микросхем. Но в нашем случае они не подойдут.

Читать еще:  Какое действие электрического тока используется в электрической лампе накаливания

Плюсы и минусы усилителей на лампах

Истинные аудиофилы знают, что ламповый звук не идет ни в какое сравнение с тем, который выдают самые современные усилители на транзисторах и микросхемах. Качество такого звучания неоспоримо, поскольку только лампа способна выдать чистый, сбалансированный и натуральный звук с мягкими басами и прозрачными высокими частотами.

Основными положительными качествами усилителя являются:

  • превосходное качество звука;
  • красивый внешний вид;
  • длительный срок службы;
  • относительно простая конструкция;
  • надежность устройства;
  • устойчивость к температурным перегрузкам;
  • отсутствие шума, который присущ усилителям на полупроводниках;
  • устойчивость к кратковременным замыканиям под нагрузкой.

Но даже у такой техники есть свои минусы:

  • внушительные размеры и вес в отличие от устройств на транзисторах;
  • требуется время на прогрев ламп, как правило, около 5-7 минут;
  • высокое выходное сопротивление, что не позволяет подключить любую акустическую систему;
  • высокая потребляемая мощность и выделение тепла;
  • низкий КПД около 10%.

Ламповый усилитель является далеко не идеальным, но уникальный звук перекрывает все перечисленные недостатки.

Читайте также:Как сделать зарядное устройство для аккумулятора 12 В

Любительская практика [ править | править код ]

В любительских конструкциях монтаж ведётся на изолированных (диэлектрических) шасси. К шасси крепятся металлические стойки либо пистоны, к стойкам — компоненты схемы, соединяемые непосредственно или перемычками из проводов. Мелкие элементы (например, резисторы) могут припаиваться прямо к выводам крупногабаритных компонентов. Микросхемы при навесном монтаже прикрепляют к плате вверх выводами. Такой стиль монтажа на жаргоне радиолюбителей называется «мёртвый жук» («dead-bug») [1] .

В любительской полупроводниковой практике его применяют и сейчас для создания единичных простых конструкций, когда разрабатывать трассировку печатной платы и изготавливать её невыгодно по соображениям затрат времени. Также «мёртвым жуком» радиолюбители делают высокочастотные схемы, в которых проводники должны быть как можно более короткими. Если в схеме есть крупные детали (потенциометры, тумблеры, большие конденсаторы и т. д.), часть элементов может закрепляться навесным способом на их выводах, экономя пространство на печатной плате. В разводке печатных плат навес запрещён, однако на макетной плате, если на подходящей дорожке нет места, проще и надёжнее подпаяться к какому-то выводу, чем проводить перемычку на другую дорожку. Стараются паять на перемычку: её невозможно сломать или перегреть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector