Exitonservice.ru

Экситон Сервис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выключатели плафона освещения салона автомобиля

Автоматическое управление освещением в салоне автомобиля (4001, 4025)

Схема освещения салона автомобиля обычно состоит из плафона с лампой и переключателем и четырех параллельно включенных концевых выключателей в дверных проемах, замыкающий цепь лампы на «массу» при открывании двери.

Это не всегда удобно. Например, ночью чтобы найти замок зажигания нужно действовать на ощупь, либо держать дверь открытой, что не всегда удобно, особенно при сильном ветре. А при выключении зажигания чтобы в салоне было достаточно светло нужно включать свет переключателем, либо собирать свои вещи в темноте.

Здесь предлагается несложная схема устройства, которое решает эти проблемы. Вот алгоритм его действия:

  • когда автомобиль стоит на стоянке, и открывают дверь, освещение включается, и продолжает работать еще около одной минуты, после закрывания двери.
  • если освещение включено, то при включении зажигания свет выключается.
  • открывание двери при включенном зажигании приводит к включению света только на время, пока дверь открыта.
  • после выключения зажигания освещение включается и работает до тех пор, пока не будет открыта и закрыта дверь (пока не выйдут из машины), либо пока снова не будет включено зажигание.

Схема выключателя

Схема построена на двух КМОП-микросхемах малой степени интеграции -4001 и 4025 (К561ЛЕ5 и К561ЛЕ10). Принципиальная схема показана на рисунке 1. На схеме лампой Н1 обозначен плафон освещения салона автомобиля, показаны только его два вывода, — вывод питания +12V и вывод, который обычно идет на дверные концевые выключатели.

Рис.1. Схема автоматики для управления освещением в салоне автомобиля.

Фактически, схема включается своим выходом в разрыв провода, идущего от схемы концевых выключателей к плафону. Рассмотрим работу схемы. В исходном состоянии триггер на элементах D1.3 и D1.4 находится в положении логической единицы на выходе элемента D1.4. В это положение он был установлен после того, как открывали дверь, чтобы выйти из машины.

На всех входах элемента D2.2 нули, на выходе D2.3 — ноль, ключ на транзисторах VT1 и VT2 закрыт. Плафон Н1 выключен. Открываем дверь, при этом замыкается схема концевых выключателей SD1.

Открываются диоды VD2 и VD3 и через них на входах D2.1 и выводе 1 D1.1 устанавливается логический ноль. При этом конденсатор С1 разряжается. Логическая единица с выхода D2.1 поступает на вывод 12 D2.2, на выходе D2.3 будет тоже единица, ключ VT1-VT2 открывается и плафон Н1 включается.

В то же время, так как зажигание выключено, единиц возникает и на выходе D1.1, поступая на вывод 11 D2.2. После того как дверь будет закрыта, закроются диоды VD2, VD3. На выходе D2.1 установится логический ноль.

Но плафон будет оставаться включенным, потому что будет оставаться логическая единица на выходе D1.1 пока конденсатор С1 заряжается через резистор R2.

Если более ничего не следует, примерно через минуту С1 зарядится и плафон выключится. Если же, до этого будет включено зажигание, то, во-первых, логическая единица от цепи R5-R6 поступит на вывод 2 D1.1 и заблокирует его. На его выходе установится ноль, и плафон выключится.

Но еще и, во-вторых, триггер D1.3-D1.4 переключится в противоположное положение, и на выходе D1.4 установится логический ноль. Плафон будет выключен. Если в этом состоянии открывать двери, то будет работать только элемент D2.1, и плафон будет включаться только на время открытого состояния двери.

Так же, он не сможет повлиять на состояние триггера D1.3-D1.4 пока зажигание включено, потому что данный триггер имеет приоритет по выводу 13 D1.4.

Если выключить зажигание, напряжение на выводе 13 D1.4 упадет до нуля. Соответственно, и на выводе 6 D1.2, который соединен с выводом 13. На обоих входах D1.2 будут нули, значит, на его выходе будет единица, которая поступит на вывод 13 D2.2 и на выходе D2.3 установится логическая единица. Ключ VT1-VT2 откроется, и плафон будет включен.

Плафон будет оставаться включенным до тех пор, пока не будет открыта дверь. Как только открываем дверь, открываются диоды VD2 и VD3. Диод VD2 разряжает конденсатор С1, и на выходе D1.1 устанавливает логическую единицу. В то же время на выходе D2.1 так же устанавливается логическая единица.

Но, при этом же, единица с выхода D2.1 поступает на вывод 8 D1.3 и возвращает триггер D1.3-D1.4 в исходное положение. Теперь на выходе D1.4 — единица. А на выходе D1.2 — ноль. Свет будет гореть пока дверь открыта, плюс еще минуту после её закрывания.

Питание на схему поступает от цепи положительного напряжения питания осветительного плафона, то есть, +12V с аккумулятора, независимо от положения ключа зажигания. Диод VD1 с резистором R3 и конденсатором С2 устраняют возможное влияние помех из сети автомобиля на работу схемы.

Управляющих входа у схемы два, один -это соединенные вместе катоды диодов VD2 и VD3, которые подключаются к схеме концевых выключателей. При этом провод, соединяющий концевые выключатели с плафоном нужно разъединить.

Второй вход — левый по схеме вывод резистора R5, он подключается к выходу замка зажигания, с которого напряжение поступает на систему зажигания автомобиля. Резисторы R5 и R6 совместно с конденсатором СЗ устраняют возможное влияние помех из сети автомобиля на работу схемы. Микросхемы 4001 и 4025 можно заменить отечественными ИМС К561ЛЕ5 и К561ЛЕ10, соответственно.

Читать еще:  Как заменить выключатель света с розеткой

Наглядная видео инструкция

К Вашему вниманию короткий видео урок, на котором можно увидеть все тонкости данного мероприятия:

Вот и вся технология монтажно-демонтажных работ. Как Вы видите, ничего сложного нет, главное – быть предельно внимательными и аккуратным. Рекомендуем также ознакомиться со статьей: как снять точечный светильник!

Для чего и как производится замена плафона

Необходимость замены светильника появляется, если на нем явно видны следы механических повреждений, в случае его электрической неисправности или когда водитель желает установить более мощный осветительный прибор.

Бывают случаи, когда утерян один из элементов плафона, а запчасти с плафонов нового и старого образца попросту не взаимозаменяемы. В этом случае приходится менять весь прибор целиком.

  • Механические неисправности: под ними принято понимать любое нарушение конструкции вследствие механических воздействий – повреждение креплений, сколы, царапины и тому подобное.
  • Электрические неисправности: часто являются следствием механического повреждения. Электрические неисправности могут проявляться в виде недостаточного контакта из-за неправильного положения контактной группы. Другая неисправность заключается в возникновении короткого замыкания между контактами. В связи с этим дальнейшая эксплуатация плафона не то что недопустима, но и опасна.

На самом деле, замена плафона не представляет собой ничего сложного. Для этого необходимо определить способ крепления светильника и принять соответствующие меры. Чаще всего, саморезы крепления устанавливаются внутри светильника, а рассеиватель выступает в роли защитного стекла. Другой способ крепления – это защелки, а также заглушки, под которыми и располагаются крепежные элементы.

Чтобы поменять светильник, необходимо снять рассеиватель. Он может крепиться при помощи защелок или посредством осевых выступов на своей поверхности. Разведя корпус плафона, вытащите рассеиватель. Теперь, чтобы не повредить электрическую цепь, отключите минусовую клемму аккумуляторной батареи. Затем вытащите лампу из светильника. Она крепится на контактах, поэтому снять ее не составит особого труда. Далее открутите шурупы крепления плафона к потолку и снимите его. В отдельных случаях разведите крепежные защелки с помощью плоского инструмента и выведите плафон из потолочного крепления. Отсоединение проводов понадобится в любом случае, однако последовательность этой операции зависит от длины провода и способа установки.

Теперь рассмотрим замену со сменой светильника на более мощный. Прежде чем приступать к данной процедуре, попробуйте поменять лампу в уже имеющемся приборе. Скорее всего, главная проблема заключалась именно в этом. Если вы все равно недовольны результатом, то можно поменять и весь светильник целиком. Для этого нужно снять старый аналогичным методом и примерить новый светильник. Вполне возможно, что размеры нового будут чуть больше, а электрическая схема может измениться, хотя способ подключения останется тот же.

Согласно замерам, необходимо соответствующим образом пропилить потолок автомобиля. В данном случае рассматривает верхнее покрытие потолка, а не металлическая часть крыши. Ее пропил делается в соответствие с разметкой и соблюдением правильных размеров. После этого осуществляется крепление светильника в таком же порядке, в каком его крепление осуществляется на другом автомобиле. В случае отсутствия подобным систем крепления на потолке вашего авто, их необходимо доработать и установить.

На этом замена плафона освещения салона завершена. Как видите, это совсем не сложная процедура и потребует от вас скорее творческих способностей, нежели ремонтных. Выполняя ее самостоятельно, можно хорошо сэкономить деньги на услугах сотрудников сферы ремонта и обслуживания автомобилей.

Как устроено освещение в Ниве?

Схема освещения Нивы закольцована на блок предохранителей, который расположен внутри салона автомобиля под торпедой с водительской стороны. Каждый из предохранителей отвечает за определенный тип прибора освещения, не только внутри салона, но и в наружной подсветке автомобиля. При неисправности подсветки любого прибора салона первым делом нужно проверить предохранители.

Схема освещения ВАЗ 2123 имеет слабое звено – выключатели освещения салона. Возникает поломка в результате недостаточно плотного закрывания дверей в автомобиле, или выхода из строя дверных выключателей. Расположены выключатели в опорных стояках дверей. Во время их частичной поломки при движении автомобиля свет в салоне может периодически мигать, так как возникает плохой контакт.

Для устранения причин поломки, прежде всего, нужно снять клеммы электропитания с аккумулятора. В процессе работ вам нужна будет отвертка и новые выключатели. Стоят они недорого, поэтому лучше покупать с запасом. Для замены открутите фиксирующий болт и извлеките кнопку. Отсоедините от нее контактный провод, после чего присоедините новую кнопку. Обязательно убедитесь, что резиновая прокладка выключателя кнопки сидит надежно. Если она испорчена, лучше её заменить, так как она препятствует попаданию влаги в стойку дверей автомобиля.

После замены всех элементов выключателей убедитесь, что схема освещения салона исправна. Если имеются какие-то неполадки, стоит произвести регулировку дверей, а именно проверить, правильно ли срабатывает пластиковая кнопка, которая давит на выключатель – она должна быть выставлена по центру.

Читать еще:  Потребляемый ток светодиода в ленте

Подсветка и выключатели в обивке потолка
Электрооборудование. Приборы и освещение. Фольксваген Тигуан 1

Плафоны общей и индивидуальной подсветки салона (автомобиль без панорамного люка)

Следующие компоненты установлены в плафонах общей и индивидуальной подсветки передней части салона:

  • Лампа индивидуальной подсветки по центру слева -W39-
  • Лампа индивидуальной подсветки по центру справа -W40-

Инструкция: Плафон и лампы индивидуальной подсветки, а также соответствующие выключатели выполнены в качестве одного компонента. При неисправности заменить весь компонент в сборе.

Снятие и установка плафонов общей и индивидуальной подсветки передней части салона

Выключить зажигание и всех электрических потребителей. Осторожно поддеть заслонку с помощью клина -VAS 3409- или отвертки от плафона -стрелки-.

Выкрутить крепежные болты -стрелки-. Извлечь плафон из консоли в потолочной панели.

Разблокировать и отсоединить разъемы -стрелки- и снять плафон общей и индивидуальной подсветки.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Замена лампы индивидуальной подсветки, в середине слева -W39- и лампы подсветки, в середине справа -W40-

Снять плафон салонного освещения. Повернуть патрон -стрелки- неисправного плафона индивидуальной подсветки влево на 90°. Извлечь патрон с лампой из фонаря индивидуальной подсветки.

Аккуратно извлечь пампу со стеклянным цоколем из патрона. Заменить лампу со стеклянным цоколем (12 В, 5 Вт).

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Плафоны общей и индивидуальной подсветки салона (автомобиль с панорамным люком)

Следующие компоненты установлены в плафонах общей и индивидуальной подсветки передней части салона:

  • Лампа индивидуальной подсветки по центру слева -W39-
  • Лампа индивидуальной подсветки по центру справа -W40-
  • Переключатель люка -Е8-

Снятие и установка плафонов общей и индивидуальной подсветки передней части салона

Выключить зажигание и всех электрических потребителей. Осторожно поддеть заслонку с помощью клина -VAS 3409- или отвертки от плафона -стрелки-.

Выкрутить крепежные болты -стрелки-. Извлечь плафон индивидуальной подсветки, с учетом длин подсоединенных проводов, из консоли в потолочной панели.

Разблокировать и отсоединить все разъемы -стрелки-.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Снятие и установка кнопки открывания солнцезащитной шторки и люка крыши -Е437-

Снять плафон освещения салона. Разблокировать и отсоединить разъем -стрелка А-, Разблокировать фиксаторы -стрелки- и извлечь кнопку -1- из монтажной рамки.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Плафон и лампа индивидуальной подсветки сзади

Следующие компоненты установлены в плафонах подсветки и лампах индивидуальной подсветки задней части салона:

  • Плафон подсветки задней часта салона -W43-
  • Лампа индивидуальной подсветки задней части салона слева -W11-
  • Лампа индивидуальной подсветки задней части салона справа -W12-

Инструкция: Плафон и лампы индивидуальной подсветки, а также соответствующие выключатели выполнены в качестве одного компонента. При неисправности заменить весь компонент в сборе.

Снятие и установка заднего плафоне освещения салона/плафон для чтения

Выключить зажигание и всех электрических потребителей. Разблокировать фиксаторы -стрелки- с помощью клина или подходящей отвертки и извлечь плафон, с учетом длин подсоединенных проводов, из потолочной панели.

Разблокировать и отсоединить разъем -стрелка- и снять плафон общей и индивидуальной подсветки.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Замена ламп плафона и индивидуальной подсветки задней части салона

Инструкция: Замена ламп в заднем плафоне производится для обеих ламп одинаково, поэтому описание приведено только для одной стороны.

Снять плафон и лампу индивидуальной подсветки. Разблокировать соответственно четыре фиксатора -стрелки- рассеивателя -1- и снять его вверх из плафона.

Извлечь лампу -1- из патрона -стрелки-. Лампы заднего плафона: софитная 12 В, 5 Вт.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Снятие и установка подсветки косметического зеркала на стороне переднего пассажира-W14- и подсветки косметического зеркала на стороне водителя -W20-

Инструкция: Снятие и установка обеих ламп выполняется одинаковым образом, описание приводится только для одной лампы.

Выключить зажигание и всех электрических потребителей. С помощью клина -VAS 3409- или подходящей отвертки вынуть светильник из обивки крыши.

Разблокировать и отсоединить разъем -стрелка-.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Замена лампы подсветки косметического зеркала

Снять фонарь для подсветки косметического зеркала. Надавить на контактную пластину -1- фонаря в направлении стрелки и извлечь софитную лампу -2- из патрона. Заменить софитную лампу (12 В, 5 Вт).

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Правый плафон -W17- — снятие и установка

Выключить зажигание и всех электрических потребителей. Разблокировать фиксатор правого плафона-1- с помощью клина -VAS 3409- или подходящей отвертки и извлечь его, с учетом длин подсоединенных проводов, из потолочной панели.

Разблокировать и отсоединить разъем -стрелка- и снять правый плафон -1-.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Замена лампы правого плафона -W17-

Снять правый плафон -W17-. Выдвинуть крышку -1- в -направлении стрелки- из правого плафона.

Вынуть софитную лампу -1- из правого плафона. Лампа накаливания для правого плафона: софитная 12 В, 5 Вт.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Не работает свет в салоне ВАЗ-2110

Многие владельцы «десяток» сталкиваются с тем, что плафон освещения салона перестает работать. Как найти неисправность и вернуть свет в автомобиль?

Чтобы сузить круг поисков, разделим симптомы на несколько категорий.

Свет в салоне не работает при открытии одной двери

Когда салонный плафон не реагирует на открытие, скажем, водительской двери, попробуйте открыть и другие двери. Если реакции нет только на одну дверь, стоит проверить концевой выключатель, установленный на стойке. Это кнопка, которая при закрытой двери находится в нажатом состоянии, а при открытии отжимается и подает «массу» на плафон. Концевики, как еще называются такие кнопки, часто окисляются и могут перестать пропускать ток. Еще одним фактором, указывающим на неисправность концевика, является отсутствие звукового сигнала от блока индикации бортовой системы контроля. Он «видит» открытые двери через те же концевые выключатели.

Читать еще:  Розетка с подсветкой gira

Концевой выключатель ВАЗ-2110.

Чтобы достать концевик из стойки, нужно снять минусовую клемму с аккумулятора, открутить саморез, крепящий концевик в стойке и вытащить его. Отключать аккумулятор необходимо, потому что на концевике присутствует напряжение, а вытащить его, не задев кузов, практически невозможно. Задевание за кузов в данном случае – короткое замыкание.

Сняв со стойки концевой выключатель, осмотрите его заднюю часть в месте примыкания подвижных контактов к корпусу. Место соприкосновения очень мало и со временем покрывается темным налетом окислов. Уберите его мелкой шкуркой и установите концевик обратно. Свет должен появиться.

Если свет не появился, значит стоит убедиться в наличии напряжения на концевике. Сделать это можно мультиметром или контрольной лампочкой. Ток приходит на концевой выключатель с плафона, и если напряжения нет, значит между концевиком и плафоном обрыв. Еще одна причина – неисправность «массового» контакта в самом плафоне.

В случае, когда напряжение на концевик все-таки приходит и его чистые контакты надежно замыкаются, нужно проверить его посадочное место на стойке. «Масса» образуется за счет самореза, который соединяет концевик с металлом стойки. Если саморез или отверстие под него сильно ржавые, то их также следует зачистить подручными средствами. Как вариант – завернуть саморез немного большего диаметра.

Свет в салоне не реагирует ни на одну дверь

Когда свет в салоне не включается при открытии любой двери, чаще всего проблема не в концевиках, а в питании плафона. Однако если автомобиль незнакомый (например, недавно купили), проверить концевые выключатели на всех стойках все-таки необходимо. Предыдущий хозяин мог запустить их настолько, что все четыре концевика вышли из строя.

Чтобы снять рассеиватель с плафона, нужно поддеть его отверткой.

Основной же причиной отсутствия света в салоне при таких симптомах является сам плафон и его питание. Снимите рассеиватель плафона, аккуратно поддев его тонкой отверткой сбоку. Пластиковый рассеиватель держится за счет двух штырьков, один из которых нужно вывести из зацепления.

Первым делом проверяем лампочку – она может просто перегореть. Если лампа цела, закрываем все двери и проверяем наличие напряжения на всех контактах плафона. На одном из них должно быть +12 Вольт – это линия питания плафона от блока предохранителей. Когда ни на одном контакте напряжения нет – проверяем предохранитель.

На ВАЗ-2110 за салонное освещение отвечает предохранитель F17. Этот же предохранитель защищает и штурманский светильник, и подсветку замка зажигания, и даже стоп-сигналы! Соответственно, если штурманское освещение у вас работало, а сейчас вдруг перестало вместе с основным плафоном, значит, предохранитель можно сразу менять на новый, установленного номинала. Предохранители, как правило, сгорают не просто так, а из-за наличия в защищаемой цепи короткого замыкания. Если новый предохранитель вскоре после установки также перегорел, значит нужно обратиться к автоэлектрику или попробовать найти короткое замыкание самостоятельно.

Блок БСК установлен на центральной консоли рядом с часами или маршрутным компьютером

Проблемы с освещением салона на ВАЗ-2110 могут возникнуть и из-за блока БСК, который подключен в эту систему. Блок содержит в себе электронные компоненты, поэтому его диагностика под силу не каждому, да и выходит из строя он нечасто. Однако если неисправность не обнаружена в других местах, то стоит проверить и данный блок. Эту работу также лучше доверить специалисту.

Свет в салоне не включается в постоянный режим

Чтобы просто включить салонное освещение в «десятке», нужно нажать на рассеиватель плафона, как бы наклонив его вдоль. При этом внутри плафона перемещается подвижный контакт и соприкасается с другим контактом, на котором есть постоянная «масса». За счет этого лампочка начинает светиться независимо от того, открыты двери или нет.

Место соприкосновения этих контактов ничтожно мало и на нем, со временем, образуется нагар. В результате этого плафон невозможно включить в постоянный режим. Нагар убирается тонкой отверткой или пальцами. Для доступа к этому контакту достаточно так же снять рассеиватель плафона.

Это самые распространенные причины, по которым может не работать свет в салоне на ВАЗ-2110. Кроме них могут быть и другие, например, перебитые провода или сложные нештатные замыкания в проводке. Если вышеуказанными способами вернуть свет в салоне не удалось, все-таки лучше отдать автомобиль специалисту. Более глубокие работы по поиску неисправности салонного освещения потребуют серьезной разборки салона и крепких знаний автомобильной электрики.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector