Exitonservice.ru

Экситон Сервис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Геометрические розетки для резьбы по дереву

ВложениеРазмер
geom_rezba.docx253.68 КБ

Мастер-класс на тему

«Геометрическая резьба по дереву. Розетка»

Абсалыхова Зарина Данияловна

Геометрическая резьба по дереву – старинное художественное ремесло. Ей украшали повседневную домашнюю утварь, мебель. Декор создается на основе простого геометрического рисунка, но смотрится на редкость красиво. Начинать следует с простых орнаментов. Приведу урок геометрической резьбы на разделочной доске. Результат получится такой.

Нам понадобится всего 2 ножа для резьбы по дереву: нож-перо и треугольный нож-косяк, а также циркуль, карандаш и линейка.

Нож-перо используется для вырезания длинных вытянутых прорезей типа лепестка или длинной канавки, а также мелких узких прорезей. Нож-косяк треугольник нужен в основном для прорези треугольных форм разных конфигураций, а также используется для прорезывания длинных прямых линий. Ножи для резьбы по дереву должны быть острыми и удобно размещаться в руке.

Вначале надо сделать эскиз узора на доске. Можно нанести его с помощью циркуля и линейки, а можно взять готовые распечатанные на бумаге узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на доску.

Начинаем резьбу с вырезания лепестков.

Во время резьбы большой палец плотно прижимается к дощечке, а верхним суставом указательного пальца надо слегка касаться поверхности. Так вы сможете регулировать глубину захода ножа в дерево и угол наклона. А большой палец будет помогать плавно перемещать лезвие. После прорези под углом в одну сторону переворачиваем доску и прорезаем с другой стороны.

При этом стружка должна виться веревочкой – это признак острого инструмента. Периодически подводите инструмент. Я делаю это о кусочек кожи с пастой ГОИ.

Теперь вырезаем треугольнички ножом-косяком. Пяточкой, под углом примерно 45 градусов врезаем инструмент в дерево, не доводя до краев рисунка. Делаем так с трех сторон, чтобы наши прорези под углом стыковались между собой и отрезанная щепка в виде пирамидки выпала.

Зачищаем то, что не сразу удалось срезать, чтобы грани были ровными и чистыми.

Вырезаем канавки и треугольнички по периметру по такому же принципу. После окончания работы отшлифовываем все наждачкой, доску можно обработать натуральной пропиткой . Наша разделочная доска украшена.

Инструменты

Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.

Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:

  • Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
  • Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
  • Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
  • Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
  • Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.

Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.

Дикая резня топориком. Эпизод 3: Лакокрасочное безумие

Я продолжаю издевательство над липой с помощью различных острых предметов.

По итогу получилось то, что я смело и самоуверенно посчитал уже пусть корявеньким, но не бесполезным изделием. А именно пару подставок под чашку.

Сейчас расскажу всё по порядку.

Я зашел в магазин Татьянка и накупил там дерева для тренировки. Одной из тренировочных досок была шайба из липовой доски 120х15мм. Она впоследствии и стала первой подставкой.

Вторая подставка, это в большей мере случайность. Я по делам забегал в Леруа Мерлен и вспомнил, что многие тут рассказывали про чудесный полок из липы, который тут просто за копейки можно найти и лучше его не бывает для очумелых ручек резчика.

Я нашел этот полог в формате доски 2200х90х25 и пошел с ним на распиловку, потому что перспектива тащить палку в 2,2 метра не прельщала. По итогу, я распилил его на 7 кусков по 300мм и остался ещё квадратик 90х90х25, который я из природной жадности попросил завернуть с остальными. Почему кусок не 100х90? Ну как минимум потому, что 7 распилов торцовочной пилой съедали миллиметры, плюс конечно доска могла быть не четкой 2200, а иметь небольшую погрешность. Ну не суть.

Короче, вместе с распилкой эта доска стоила практически как доски из Татьянки, за исключением того, что всё-таки тут дюймовая толщина, которую при желании можно вдоль распустить ещё в две доски.

Обработка заготовок

Перво-наперво у круглой заготовки скруглил торец (или кромку, хрен поймешь, она же круглая, там оно смешанное) ножом, потом добил грубой шкуркой, и отполировал 400й. У квадратной слегка скруглил ребра на торцах (ребра на кромки были скругленные изначально, поскольку это банный полок) и аналогично зашкурил.

Кстати, липа полока темнее липы досок из Татьянки, хотя это безусловно липа. Её существует много видов и много оттенков.

Вначале принялся резать круглую заготовку. Там решил не мудрствовать и резать ту же розетку, которую тренировал с одной стороны и простецкую розетку из 16 лучей с другой стороны.

С квадратной заготовкой получилось сложнее.

Во-первых, у неё были кромки и торцы. Если по кромке резать я пробовал, то сам факт вырезания по торцу меня пугал, потому что это против волокон, как бы не резал, там может получиться всякое.

А ещё, я как раз насмотрелся всяких видео по резьбе плетения и решил одну сторону сделать плетением и она будет низом, другую сторону розеткой и она будет верхом, а кромки и торцы ну как получится.

По итогу, на торце таки получилось порезать сколышки, хорошенько наточив и отполировав резец (про резцы, ниже). Кривовато, но получилось сделать плетение (дальше буду пробовать чуть поизящнее плести), розетку с чешуйками в центре и полурозетки на кромках.

Практический урок геометрической резьбы, делаем шкатулку

Геометрическая резьба по дереву шкатулки требует выполнения определенных этапов, таких как:

  • продумывание орнамента;
  • нанесение рисунка на заготовку;
  • выполнения разметки;
  • вырезание самых простых фигур;
  • создание более сложных орнаментов;
  • удаление шероховатостей наждачной бумагой.

Геометрический рисунок дерево позволяет создавать довольно легко. Для того чтобы его усложнять, необходимо соединять между собой большое количество простых элементов. Дополнительно можно посмотреть урок в сети Интернет, позволяющий понять, как оформляется шкатулка геометрическими орнаментами.

Видеоматериал по резьбе шкатулки из дерева:

Виды и особенности геометрических орнаментов

Орнаменты (рисунки) резьбы формируются из геометрически правильных элементов, в большинстве своем имеющих прямые стороны – ромбиков, квадратиков, прямоугольников и трапеций. Благодаря простоте вырезки единичного элемента операции не требуют применения специального инструмента, а резчику не обязательно владеть основами теории композиции рисунка. Кроме того, даже при незначительной глубине резки удается создать достаточно декоративные орнаменты с богатой игрой полутеней.

При выполнении двухгранных выемок первоначально наискось, вдоль и поперек волокон прорезаются параллельные линии. После этого между ними, подходящей по размеру стамеской, делается выборка древесины на глубину 2,0 миллиметра. Благодаря этому получается простейший «чашечный» («чешуйчатый») рисунок. Если для выборки древесины между параллельными вырезами используется стамеска с прямым лезвием формируется рисунок «лесенка».

Ни один геометрический, резьбовой орнамент на дереве немыслим без использования элементов в виде трехгранных выемок. Обычно используется одна из следующих двух техник:

    резьба с углублением в вершине, которая формирует «сколы», «кулички» и «уголки»; центральное углубление находится в точке пересечения медиан, благодаря чему формируются треугольники.

Техника геометрической резьбы «сияние» может являться прекрасным украшение мне только отдельных предметов посуды, но и для придания большей декоративности интерьеру как элемент мебели. При ее выполнении используются более простые техники выполнения.

Обычно «сияние» формируется из нескольких или трехгранных выемок – клинышков или треугольничков, которые своими вершинами соединены между собой. «Сияние» может быть выполнено в виде вееров, ромбов, но особенно этот стиль популярен для украшения потолочных розеток, которые придают большую декоративность любому интерьерному дизайну.

Геометрические резные орнаменты прекрасно смотрятся на неокрашенной древесине светлых пород (липа, клен, ясень). Для окрашивания деревянной резной поверхности используют различные виды самодельных или промышленно изготовленных морилок.

Для старения резьбы, придания ей большего контраста и для визуализации рельефа используют раствор уксусной кислоты, в которой три-пять дней «настаивались» железные гвозди. Этот раствор наносят куском поролоновой губки или ватным тампоном, после чего просушивают и вскрывают мебельным лаком.

Как можно судить по названию резьбы, ее фоном выступает плоская поверхность, а рисунок состоит из углублений (выемок), различных по своей форме. Плосковыемчатую резьбу можно подразделить на контурную и геометрическую.

Контурная резьба отличается неглубокими двухгранными выемками, выполняемыми по линии рисунка. Изображение, исполненное в технике контурной резьбы, схоже с гравировкой, потому как линии отличаются жесткостью, тени почти отсутствуют. Традиционно детали контурной резьбы являются составляющими других видов – геометрической, плоскорельефной.

Контурная резьба

Любая разновидность резьбы берет свое начало с разметки заготовки и нанесения на нее рисунка, выполняемого по шаблону или скопированного с оригинала. Поверхность, на которую наносится рисунок, может быть неотделанной (чтобы в данном случае рисунок не стерся, линии повторяются прозрачным лаком) или лакированной. Часто она окрашивается в темные тона, лакируется и полируется.

Заготовка должна быть недвижима, поэтому она закрепляется на верстаке.

Первые шаги в познании контурной резьбы должны осуществляться на мягкой древесине, к примеру, на липе или осине. А по мере получения опыта и овладения инструментом может использоваться более твердая древесина (береза).
Для получения необходимой свободы движения, проводить все работы лучше в стоячем положении. Работать двумя руками вы сможете уверенней и быстрее, при всем этом стамеска в случае срыва не поранит левую руку.

После того как приемы по выполнению контурной резьбы исполняются довольно легко, то можно переходить к исполнению узоров и композиций. Заготовку под орнамент, вычищенную от ворса и предварительно выкрашенную в темные оттенки, немного шлифуют и покрывают лаком.
Рисунок на заготовку переносится дальнейшим образом: он переводится на кальку, которая далее закрепляется на заготовке, а затем продавливают изображение на поверхность древесины при помощи острого предмета. Контур рисунка нужно зафиксировать, дабы предотвратить стирание в процессе резьбы, для чего довольно будет процарапать его шилом. Вырезая орнамент, нужно следить, чтобы срезы выходили чистыми, а края фона – неповрежденными, потому как на темном фоне каждый недостаток будет довольно видимым.
Современные резчики внесли изменения в технику классической контурной резьбы: изнутри контур надрезается круто, а извне – полого.
Помимо этого, внутренняя грань контура может быть немного смягчена. Оба эти приема предназначены для усиления выразительности резьбы.

Геометрическая резьба

Самым популярным видом выступает геометрическая резьба, что истолковывается сравнительной простотой выполнения ее деталей, что, тем не менее, не преуменьшает ее декоративности.

Несмотря на свою простоту, геометрические узоры выделяются особой светотеневой игрой, украшающей изделие, и предоставляют неограниченный простор фантазии умельца, предоставляя ему возможность разрабатывать и реализовывать разные орнаменты, композиции и узоры. Помимо этого, для нее достаточно обладать скромным набором инструментов.

Детали резьбы, повторяясь в соответствии с установленной ритмичностью и заключаясь в какую-то геометрическую фигуру, составляют замысловатые и очень декоративные орнаменты.

В геометрической резьбе пользуется популярностью и такой мотив, как розетка.
Чаще всего можно встретить розетки, которые вписаны в окружности, разбитые на 410 частей. Совместно с другими фигурами подобный мотив розетки присутствует в несметных комбинациях.

Весьма ярким элементом выступает розетка с «сиянием». Она выглядит как равнобедренные треугольники, которые имеют вид лучей, вписанных в окружность, разделенную на 6, 8 и более частей.

После того как вы овладеете техникой геометрической резьбы, основываясь на ее элементах можно составлять орнаменты. Некоторые элементы геометрической резьбы могут быть украшены морщинистой резьбой, вследствие чего на поверхности готового мотива появляются складки. Единственным условием выступает то, что морщинить можно лишь большие элементы, поскольку их складки выглядят более декоративно и ярко. Помимо этого, они более просты в осуществлении. Технически разметка и исполнение морщинистой резьбы соответствуют резьбе треугольников.

Резное дело в России [ править | править код ]

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI века [2] .

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом [3] .

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Идет запах через розетку от соседей
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector